|
|
Неоткрытый монумент
На гребне Асуанской
плотины, на небольшом
полуострове, вдающемся
в озеро Насер, высится
Монумент. Сюда
непременно привозят группы
туристов, спешащих
запечатлеть на фотопленку
живописные окрестности
с кольца обозрения,
что на высоте 46 метров
как бы скрепляет пять
пилонов архитектурного
сооружения. О необычной
судьбе памятника
рассказывает один
из авторов проекта
Монумента, заслуженный
архитектор РСФСР
Петр Петрович Павлов.
В 1966 году в газетах появилось сообщение: в столице Египта объявлен международный конкурс проектов Монумента дружбы советского и арабского народов, который будет установлен на высотной Асуанской плотине.
На следующий день я встретился с моим товарищем и коллегой Юрием Омельченко:
— Давай сделаем проект.
— Что-то боязно...
— А когда же участвовать в таких конкурсах, как не теперь?
И началось! Мою квартиру превратили в мастерскую. Мебель в угол. Распорядок дня такой — работаем с 5 утра до 8, затем идем на службу, а после работаем до полуночи и, конечно, сплошь все выходные дни. Спали по 5 часов в сутки, и так в течение 4 месяцев.
За месяц до сдачи проекта я пригласил скульптора Эрнста Неизвестного.
Мы предложили ему нарисовать барельефы для внутренних поверхностей пилонов Монумента. Было ему не до этого, он уезжал заканчивать барельефы монумента в Артеке. После моих звонков в Крым за 3 дня до сдачи проекта Неизвестный прислал нам кальки рисунков с запиской: «Петр! Сделал все, что смог. Если не нужно, выброси. Если нужно -- используй. Страшная запарка. Пятого открываю монумент. Желаю успеха. Твой Эрнст. Может, стоит прямо вырезать, подклеить кальку, а не перерисовывать».
Удалось что-то использовать, но рисовали на подрамниках барельефы мы сами. Юра с женой уговорили меня вписать Э.Неизвестного в авторский лист, и мы указали, что рисунки барельефов выполнены с участием Э.Неизвестного.
От Советского Союза через Союз архитекторов СССР ушло в Каир 36 проектов. Прошло несколько месяцев, и вдруг сообщение ТАСС. Международное жюри в Каире признало лучшим проект советских архитекторов Ю.В.Омельченко и Г.Ш.Павлова с настенными барельефами скульптора Э.Неизвестного!
В большинстве проектов, представленных на конкурс, Монумент был задуман традиционно — в виде двух пилонов, символизирующих идею дружбы и равноправного сотрудничества двух народов. Наше решение было другим.
Гигантский стилизованный лотос на водной глади. К нему ведут две дороги — пути двух народов. Там, где они соединяются, из воды вырастает цветок — символ жизни, дружбы и борьбы. Грандиозный размер плотины, гидростанции, озера Насер, мощь реки и окружающий ландшафт диктовали большой масштаб Монумента. В конкурсном варианте он имел высоту 90 метров.
Большую помощь в разработке рабочих чертежей инженерной и конструктивной части проекта нам оказало руководство института «Гидропроект». Мы с Юрой работали у них по совместительству, готовили архитектурную часть.
Для дальнейшей разработки облицовочной части проекта и для авторского надзора за строительством я и Ю.Омельченко в 1970 году были откомандированы на Асуанскую плотину. Проект был подарен Советским Союзом Египту, а строительство велось местными фирмами на средства Египта.
Когда мы приехали, гидростанция и плотина еще достраивались и в Асуане находился большой коллектив наших специалистов. Работала библиотека, регулярно демонстрировались советские фильмы, проводились вечера в клубе, куда приезжали с концертами наши артисты. В общем, жизнь била ключом.
Время строительства Монумента совпало с многими крупными событиями в жизни Египта, в их числе были смерть президента Насера, война с Израилем. Однако работы не прекращались.
Окончательно генеральный план выглядел так. К дороге, идущей по гребню плотины, примыкает стоянка для автомобилей. Рядом предполагалось построить музей и кафе-ресторан для туристов. Отсюда начинается дорога, выложенная из плит красного асуанского гранита. Она идет по ковру зелени, пересекает бассейн диаметром 100 метров и входит внутрь Монумента. Вокруг бассейна, из вод которого вырастает Монумент, расположены 320 освещающих его прожекторов.
Но вот посетитель попадает внутрь Монумента. Это эмоционально насыщенное динамичное пространство, ограниченное пятью пластичными плоскостями, на поверхности которых выполнена декоративно-скульптурная композиция. Осмотрев ее, на двух лифтах, облицованных чеканной бронзой, можно поднятья на смотровую площадку в форме кольца, расположенную на высоте 46 метров. С нее хорошо просматриваются желто-красные просторы Сахары, водохранилище, плотина, величественный Нил и силуэт Асуана вдали.
В январе 1970 года состоялось открытие гидростанции и плотины, но строительство Монумента еще продолжалось. Его сооружали в общей сложности 11 арабских фирм. Несмотря на наличие башенного 100-метрового крана, работы в основном велись вручную, как в древнем Египте. Это и подъем бетона на руках в круглых резиновых чашах, и обтесывание мраморных и гранитных плит. Все делалось добросовестно, аккуратно и с любовью.
В 1972 году мы уехали отдохнуть на родину. Вернулся в феврале 1973 года я один и пробыл в Египте еще долгих два года. Юра не смог приехать по семейным обстоятельствам. К этому времени в нашей компании появился скульптор. Для выполнения скульптурных барельефов на пилонах Монумента я пригласил Н.К.Вечканова.
На внутренних поверхностях пилонов была задумана декоративно-скульптурная композиция площадью примерно 700 квадратных метров. В нижней ее части до высоты 14 метров уложены мраморные шестигранные плиты, на которых и выполнены Вечкановым совместно с 20 арабскими резчиками оригинальные барельефы.
Вся композиция выглядела так. На центральном пилоне изображены две гигантские ладони, подбрасывающие вверх струи воды. На фоне условного изображения гидростанции вырублены в мраморе два герба — СССР и Египта. Над ними — барельефы президентов Насера и Садата. Надпись на арабском языке гласит: «Бог создал воду, а вода — самое прекрасное на свете».
Строительство Монумента пришлось на трудные годы арабо-израильской войны. Но вот война окончилась. Отношения между нашими правительствами стали портиться. А.Садат предложил нашим военным покинуть Египет.
И все же торжественное открытие Монумента было намечено на январь 1975 года. Арабское руководство к этому тщательно готовилось. В декабре 1974 года корреспонденты советского телевидения взяли у нас интервью. Приезжала киногруппа документалистов. Ждали, что открывать Монумент приедет Л.И.Брежнев. Не дождались. Отношения между нашими правительствами продолжали ухудшаться. В марте 1975 года я покинул Египет, Вечканов уехал несколько раньше. Грустно было уезжать, так и не открыв Монумент. В Каире в нашем посольстве нам вручили Почетные грамоты с благодарностями за работу. А скоро покинули Египет и наши консульства в Асуане и Александрии.
На берегах Нила так и стрит неоткрытый Монумент, прославляющий жизнь, мир, счастье, дружбу народов. Тысячи людей посещают его. Иногда через нашу прессу, по телевидению мы получаем привет от него. И неоткрытый — он живет и работает.
Хургада, Заафран, Сома-Бэй, Сафага
|
|
|
|
|
ДРУГИЕ СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|