Некоторые аспекты истории
Предлагаемый сборник посвящен эпохе средневековья. Именно тогда в Североевропейском регионе образовалось большинство существующих там ныне государств и политических структур, выросли города, распространились христианство и характерная для всего континента ментальность. Но тогда же закрепилась и специфическая этнокультурная общность этого региона, корни которой, конечно, уходят в более далекое прошлое.
Ареал Северного и Балтийского морей, этот естественный перекресток между Северной, Восточной, Западной и Центральной Европой, издревле был своего рода "кипящим котлом". В нем смешивались, соединяясь и противоборствуя, различные, подчас изначально далекие, этносы и культуры. В результате народы, населяющие земли вокруг Балтийского и Северного морей, — скандинавы, балты, северные и западные славяне, германцы, угро-финны — при всем своеобразии каждого из них имели много сходных черт и даже параллелей в исторических судьбах, уровне и темпах социального развития, в вещном мире, самобытной, традиционной культуре. Достаточно вспомнить, например, присущие древней истории региона формы рабства, языческого культа и первой письменности, а затем сходную хронологию христианизации, складывания государств и городов... При неизбежном тогда соперничестве и военных столкновениях соседние народы здесь постоянно объединялись средой обитания, мирной и военной колонизацией, торговлей, бытовыми, дипломатическими и династическими связями, деловыми, соседскими, конфессиональными и брачными союзами, верованиями, опытом материальной деятельности.
Конечно, по мере хода времени регион принимал разные контуры. Так, во второй половине I тысячелетия (и по меньшей мере еще в XI в.) значительная культурно-историческая общность объединяла народы Северной Европы и Британских островов. С разной интенсивностью и в разных формах развивались связи и внутри региона, например между скандинавами и Русью, скандинавами и народами Прибалтики. Начиная с XI в., особенно с образованием Империи и по мере усиления северонемецких княжеств, а затем благодаря подъему Ганзы и до конца эпохи, выдающуюся роль сыграло в судьбах региона немецкое влияние; в конечном счете оно составило одну из особенностей балтийской истории.
Культурно-историческая общность реализуется и выявляется в специфике вещного и духовного миров, в сфере общественных распорядков и учреждений и, наконец, в поведении и сознании отдельных людей. Она обнимает, таким образом, не только личную ментальность, но всю совокупность системы человек—общество.
Поэтому при исследовании любого культурно-исторического единения — либо, шире, взаимодействия культур вообще — приходится иметь в виду обширный спектр направлений поиска. Из них мы выделим, во-первых, признаки, черты, особенности данной оощности: во-вторых, круг событий, институтов, предметов и явлений, позволяющих понять историю формирования, свойства и эволюцию данной общности; в-третьих, виды деятельности, с помощью или в рамках которых данная общность устанавливается и реализуется; в-четвертых, социальные силы, которые обеспечивают историко-культурные контакты, стабилизацию или дестабилизацию данной общности: страты (слои, группы) общества, а также его микро- и макростуктуры, его организацию, иные ячейки, в рамках которых практически осуществляется культурное взаимодействие.
В данном сборнике мы можем коснуться лишь отдельных аспектов этого необозримого круга проблем — главным образом через призму истории средневекового города. Мощные процессы взаимодействия различных этносов и общественных систем, различных факторов и социальных групп проходили через средневековый город уже с его истоков. Он отличался наибольшей плотностью и гетерогенностью населения, вбирал многообразные сферы деятельности. Благодаря широте общения, динамичному образу жизни, подвижности самих объектов и средств труда, центральному общественному положению город и его люди служили средоточиями, переносчиками и синтезаторами культуры. А сравнительная молодость балтийских городов, самые старые из которых едва насчитывают тесячелетие, делает эту их роль весьма наглядной для историка.
Разные аспекты темы "Культурное взаимодействие и город" неоднократно затрагивались в изданиях и на форумах по истории стран Североевропейского региона. Она особенно звучала на советско-датских встречах историков и археологов в Копенгагене в 1986 г., в Ленинграде в 1989г. Участники Московского колоквиума (1989 г.) вошли в авторский коллектив настоящего сборника. Но в целом круг его авторов шире, он включает историков и археологов из разных стран и городов — Москвы и Санкт-Петербурга, Копенгагена и Риги, Вильнюса и Таллинна, Грейфсвальда и Орхуса.
При всех различиях объектов, подхода, манеры отдельных авторов большинство из них выражает общий взгляд на процесс градообразования, в том числе взаимодействия в нем различных культур: хотя рецепции предшествующей урбанистической культуры (от варварских городов) в Североевропейском регионе несомненны, между ними и собственно средневековыми городами была качественная цезура — они отличались не только характером населения, его занятиями или обликом города, но самими его функциями. Такой подход позволяет уточнить этапы и содержание культурного взаимодействия.
Объединяющим моментом сборника является также и широкий взгляд на культуру, которая понимается не только как совокупность личного и общественного сознания и отражения его в особой предметной сфере, но и как форма существования, организации общественного бытия в целом.
Соответственно первая группа статей посвящена преимущественно соотношению разных этнокультурных образов, традиций и новаций, а также экономических, политических и прочих факторов на стадии складывавшегося и молодого города. Вопросы этого круга, обычно тесно связанные с историей ранней государственности, относятся, пожалуй, к числу наиболее дискуссионных в урбанистике, да и медиевистике в целом. Другая группа статей посвящена различным формам личных и общественных связей, которые служили проводимости культурного влияния на базе уже сложившегося города и с его помощью.
Надеемся, что издание привлечет внимание тех, кого интересует цивилизация Северной Европы— ее богатая внутренняя история и контакты с соседними народами в средние века, когда закладывались основы нашего общего европейского дома.
|
|