Европейские контакты купцов Вильнюса в XV—XVI вв
Вильнюс, столица Великого княжества Литовского, в XV—XVI вв. был крупным культурным центром средневосточного региона Европы. В городе функционировали многочисленные очаги культурной жизни и меценатства — великокняжеский двор и дворцы вельмож, резиденция католического епископа, капитул и монастыри, протестантские общины, магистрат, типографии, основанная в 1569 г. иезуитская коллегия, 10 лет спустя ставшая университетом. Интенсивная культурная жизнь столицы привлекала художников и музыкантов, печатников и врачей, юристов и теологов всей католической и протестантской Европы. Так, например, в первые десятилетия деятельности университета его профессорами наряду с уроженцами Литвы были выходцы с Британских островов и Пиренейского полуострова, итальянцы, немцы, скандинавы, поляки.
Однако в данном процессе культурного обмена принимала участие лишь определенная часть населения города — в основном дворяне, духовенство и немногочисленные представители интеллигенции.
Существовали и другие пути культурного взаимодействия — экономические контакты. В доиндустриальную эпоху самой действенной и активной экономической силой общества являлась торговля. Купцы, наиболее подвижный слой населения средневекового города, активно распространяли и воспринимали достижения, опыт, новации, моды и еще многое в той обширной сфере человеческой деятельности, которую принято называть повседневной жизнью и в которой реализовались культурные достижения общества. Поездки купцов, торговые и финансовые мероприятия в своем городе составляли часть механизма не только экономических, но и культурных взаимоотношений. Крупные города Европы стягивали на местные рынки и ярмарки посетителей с обширных территорий, приносящих свой культурный опыт. Контакты купцов непосредственно влияли на быт вельмож и бюргеров (мещан), обогащали как материальную, так и духовную культуру повседневной жизни общества. Эти контакты способствовали тому, что нормы, культура европейского общения снижались до уровня бюргеров и других слоев горожан.
В этом контексте небезынтересен пространственный ареал контактов купцов определенного города, а также механизм организации и регламентации таких контактов. В данной статье мы и попытаемся проследить географию европейских контактов купцов Вильнюса, способствовавших более широкому культурному взаимодействию всего Балтийского региона.
В 1323 г. великий князь Гедиминас (Гедимин) обратился к городам Ганзы, приглашая в столицу Литвы Вильнюс купцов и ремесленников, пообещав им хорошие условия деятельности. В 1323, 1338 и последующие годы вплоть до 1424 г., когда в Нешаве был заключен специальный торговый договор между Великим княжеством Литовским и Тевтонским орденом, в течение всего периода тяжелой и упорной борьбы с Тевтонским и Ливонским орденами, в многочисленных договорах и перемириях — наряду с политическими и территориальными вопросами — часто обсуждались и условия свободной, в том числе безопасной, торговли между Литвой и государством орденов. В договоре 1338 г. был обозначен торговый путь из Риги в направлении Вильнюса. Великий князь Альгирдас (Ольгерд), 1345—1377 гг. освободил вильнюсцев от внутренних пошлин на территории всего государства, в его время простиравшегося от Вильнюса до верховьев Оки и порогов Днепра. Его наследники — Иогайла (Ягелло), Жигимонтас Кестутайтис (Жигимонт Кейстутович), Казимерас (Казимир) подтверждали эту привилегию вильнюсцев4. 24 марта 1387 г. город получил привилей, предоставлявший ему самоуправление на основе магдебургского права. Важнейшей функцией самоуправления было.создание самых благоприятных условий для хозяйственной деятельности мещан, охрана и защита интересов купцов, ремесленников. В то время Вильнюс был уже достаточно большой, разнообразной в социальном, профессиональном и национальном отношении общиной мещан. Здесь проживали купцы литовского, русского (т.е. выходцы из восточных областей Великого княжества Литовского) и немецкого происхождения.
Данные факты — только вехи, указывающие путь становления Вильнюса как крупного европейского центра торговли. Из-за малочисленности, лаконичности, а порой и отсутствия источников, детали этого пути неизвестны. В сохранившихся источниках XIV— начала XV в., включая договоры Великого княжества Литовского с другими государствами, как правило, говорится о купцах Литвы собирательно, купцы Вильнюса отдельно не упоминаются. Но думаем, что мы вправе в таких случаях говорить и о Вильнюсе, ибо он являлся естественным центром государства, в том числе и торговым, кроме тех случаев, когда само направление торговых связей исключало его участие, например на трассе Львов— Киев.
Источники засвидетельствовали, что на стыке XIV—XV вв. купцы Вильнюса разъезжали по соседним странам. В свою очередь, Вильнюсом интересовались и его посещали купцы крупнейших торговых центров региона. Великому князю Витаутасу (Витовт, 1392—1430 гг.) приходилось заботиться о делах вильнюсских купцов в Данциге (Гданьск). И вообще, купцы Данцига в начале XV в., как свидетельствует остальная литература, являлись постоянными партнерами купцов Вильнюса и Каунаса, и в Данциге, и в Литве. Уже стабильно функционировала дорога Вильнюс— Каунас—Кенигсберг—Данциг — дорога двойная, которая шла и посуху и по воде (Нерис—Немунас—Куршский залив—Преголь—Вислинский залив). В 1390—1403 гг. купцам Литвы было предоставлено право свободной торговли в Померании и некоторых ганзейских городах южного побережья Балтийского моря8. В 1400 г. магистрат Риги отправил послов в Вильнюс, чтобы разведать тамошнюю политическую ситуацию и торговые возможности9. Эти факты хорошо согласуются с тезисом, что Литва на стыке XIV—XV вв. была втянута в сферу балтийской торговли, принадлежала к обширному Балтийскому региону.
Но торговые контакты Вильнюса не замыкались на этом регоине. В многочисленных договорах Великого княжества Литовского с русскими княжествами первой половины XV в. (1427 г. и 1449 г. — с Тверью, 1431 г. и между 1440—1447 гг. — с Новгородом, 1440 и 1480 гг. — с Псковом, 1449 г. — с Москвой) в числе прочего постоянно говорится и о торговле. Там, в частности, провозглашается право свободной торговли на территории договаривающихся сторон, иногда содержатся намеки на ограничения торговых прав гостей. Эти договоры непосредственно относились и к Вильнюсу. Налаживались постоянные торговые связи также в юго-западном и южном направлениях. В 1383 г. купцы Люблина приобрели привилей на свободную торговлю в Литве, в 1403 г. Витаутас предоставил аналогичный привилей купцам Кракова. В годы его правления купцы Литвы достигали Новгорода на Севере, Кафы (Феодосии) на Юге, Кракова и Врацлава на Юго-Западе.
Таким образом, Вильнюс уже в начале XV в. предстает как один из центров взаимодействия Балтийского региона с обширными территориями Восточной Европы. Связи купцов Вильнюса были межрегиональными и регулировали не только экономические, но и культурные сношения. Очевидно, что установление ареала этих связей может способствовать изучению роли средневекового города в культурной жизни страны и всего региона, его вклада в развитие общественных связей. На стыке Средневековья и нового времени, в XV—XVI вв., ареал связей Вильнюса, хотя порой незначительно расширялся или сужался, в целом оставался постоянным.
Мы постараемся привлечь материал по всему избранному нами отрезку времени, хотя из-за состояния источников (о чем отчасти говорилось выше) большинство фактов будет относиться к середине XVI в. Можно различить три способа контактирования вильнюсских купцов: посещение ими других городов и общение там с местными жителями; общение в других городах с приехавшими туда же иностранными купцами; общение с последними во время их вояжей в Вильнюс.
При анализе первых двух способов мы вынуждены использовать только опубликованные источники и специальную литературу, в которой освещается торговля тех стран и городов, где бывали купцы из Вильнюса, и, таким образом, анализ зависит от этих материалов. Возможности поисков материала по нашей теме в архивах других городов мы не имели. Что же касается документов городского архива самого Вильнюса, то он был уничтожен при взятии Вильнюса войсками царя Алексея Михайловича в 1655 г.; сохранились лишь его остатки.
Положение спасает очень информативная для нашей темы группа актовых книг так называемого Вильнюсского замкового суда, хранящихся в Литовской метрике (ЛМ)16. Эта группа книг неоднородна, ее составляют книги шляхетских судов вильнюсского воеводы, его наместников и судей за 1542—1565 гг. Купцов Вильнюса судили в городских судах по магде-бургскому праву, они не имели прямого отношения к судам воеводы. В то же время некоторые из книг ЛМ содержат записи о разбирательстве дел купцов, в первую очередь гостей. Дело в том, что в Вильнюсе, скорее всего, не существовало специального суда магдебургского права для гостей. Кроме того, гостиный двор, в котором останавливалась часть гостей (о нем — ниже) был, видимо, в двойном подчинении: магистрата и воеводы. Новоприбывшие купцы должны были представиться уряднику воеводы и заплатить определенный налог. Отсюда известная компетенция суда воеводы и урядников в решении дел гостей. Этот интересный источник имеет, однако, существенный изъян. Мы находим в нем данные только о гостях, обратившихся в суд. Но, видимо, такая участь постигала не каждого купца, возможно даже меньшинство. Прочие же гости остались за пределами нашего исследования: другие источники почти ничего о них не сообщают.
* * *
Долгое время Вильнюс был открытым городом, в нем действовали принципы свободной торговли. Однако, когда в 1442 г. купцы Данцига предприняли обычные в то время шаги и запретили у себя торговлю между гостями без посредничества местных купцов, города Литвы — Вильнюс и Каунас — приняли контрмеры. К 1468 г. в Вильнюсе было введено право посредничества (ius emporii), правда, окончательно юридически оформленное лишь привилеем Жигимонтаса Старого от 14 июля 1511 г. В Вильнюсе запрещалась непосредственная торговля гостей между собой в городе и его торговой округе и предусматривалась посредническая монополия купцов Вильнюса в этой торговле. Так установился определенный способ торговли, возникла еще одна сфера деятельности мещан Вильнюса — барышничество. Барышники сводили купцов, прибывших в Вильнюс, посредничали в их торговых переговорах, получая за это барыш. Так, в 1559 г. вильнюсские мещане Гришко и Хома выступали посредниками между купцами: московским гостем Жуком, сыном Романовым, и райцою (ратманом, т.е. членом городского совета) Вильнюса Зеновием Зарецким; в 1560г. вильнюсский мещанин Грыц Степанович посредничал в сделках между купцом волошского воеводы Григорием Ивановичем и не названным по имени "влохом" (т.е. итальян цем).
Конечно, в большом по тем временам городе гостям не слишком трудно было входить между собой в тайные сговоры, избегать не всегда приятного и убыточного посредничества местных мещан. Желая усилить контроль за гостями, мещане Вильнюса добились привилея великого князя Александра от 10 марта 1505 г., которым разрешалось построить в Виль нюсе гостиный двор, дабы там останавливались гости из Москвы, Новгорода, Пскова, Твери и других земель. Гостиный двор быстро построили на одной из главных улиц города, близ тех его ворот, от которых начиналась дорога на Минск — Смоленск и Великие Луки — Москву. Он стал одной из достопримечательностей Вильнюса, попал в описания города. В атласе городов мира, подготовленном в XVI в. Георгом Брауном и впоследствии неоднократно переиздававшемся, в объяснении к плану Вильнюса читаем: "Также знаменита Русская аула, в которой купцы выставляют свои товары, привезенные из Московии, а именно прекраснейшие меха волков, лисиц (в большинстве — белых), куниц, соболей, горностаев, леопардов и других зверей".
Что в этом гостином дворе останавливались русские купцы, подтверждается и таким фактом: в 1560 г. повздорили проживавшие в нем купцы земли московской старечанин Васко Фокин сын, Яков псковитин, Никифор тверчанин. Кроме них, частыми гостями здесь бывали купцы из стран, подвластных турецкому султану: например, в 1559 г. в гостином дворе сложили товары купец "Турек Дадюр Зерфинганский, армянин, и купец турецкий Абдюла с Персии", в 1562 г. — Александр Турчин Ходжеевич25. Такие примеры можно умножить. И все они, как можно заметить, касаются купцов Востока.
Западные же купцы постоянно останавливались и в домах мещан, снимая там помещения. В 1549 г. купец из Познани Миколай Дервиллер посылал свои товары во дозор бургомистра Вильнюса Морштына. В 1559 г. немецкий купец из Риги Марков Стылка жил у вильнюсца Инд-рыха Блюнько. В 1552 г. товары купца из Кракова Юзефа Кезляра лежали в подвале у Тарлы, охмистра Великого князя, а Клаус Петрович "с Гандерлянской земли" искал имущество своего покойного родича Петра Матыясовича, сложенное в доме аптекаря Андрыяна Швадервеха. В 1564 г. Ендрих "с земли Брабантской" предъявлял права на товары покойного Людвига Базки,"немца с Антерфа", сложенные у вильнюсца Стенцеля Мриглода. В 1566 г. купец из Данцига Ганус Булман останавливался у бургомистра Вильнюса Данилы. Можно предположить, что поселяя одних купцов в гостином дворе, других — у мещан, вильнюсцы хотели их таким образом разъединить и встать между двумя группами купцов и двумя потоками товаров — с запада и с востока.
Вообще средневековые купцы терпели большие притеснения: многочисленные пошлины, запрет гостям вести розничную торговлю и проч. Купец с товаром попадал в города со стапельным правом (ius stapulae), где обязан был на определенное время выставить свой товар на обозрение и продажу местным купцам. Есть свидетельства, датированные 1493 и 1524 г., что вильнюсцы пытались ввести у себя право склада, не пропускать на Запад купцов из Руси, а на Восток — купцов из Данцига, Кракова и других городов Польши27. Это им не удалось: воспротивились и заинтересованные города, и таможенники Великого княжества Литовского, не желавшие терять платящих пошлины гостей.
Противовесом всем ограничениям торговли гостей бывали широко распространенные ярмарки, во время которых эти ограничения не действовали, разрешалось торговать каждому с каждым. Система ярмарок и синхронность их проведения складывались так, что купцы, перебираясь с одной ярмарки на другую, могли достичь самых далеких мест Европы и вернуться назад28. И Вильнюс привилеем Казимира от 7 апреля 1441 г. получил право проводить у себя две ярмарки ежегодно. Они начинались соответственно 6 января и 15 августа и продолжались по 8 дней каждая. Ярмарки были популярны и притягивали купцов в Вильнюс. Об этом свидетельствует хотя бы увеличение во время ярмарок или сразу после них числа упоминаний купцов в актовых книгах судов вильнюсского наместника, которые мы используем.
* * *
В свою очередь, западные города с популярными ярмарками притягивали купцов из Вильнюса. Последние часто наведывались в Люблин, в документах которого за 1528—1531 гг. их имена упоминаются 221 раз. Притом здесь они заключали сделки не только с купцами Люблина, но и Кракова (17 раз), Данцига (14), Бельска (4), Варшавы (2), Львова, Познани, Бреста (по одному разу). В 1598 г. на Люблинскую ярмарку через Брест проследовали 77 повозок с товарами купцов Вильнюса.
В 1557 г. купец из Вильнюса Шимко Миколаевич послал свой товар на ярмарку в Гнезно — следующий крупный торговый центр в западном направлении. За 1563—1647 гг. имеется 34 упоминания в городских актовых книгах Гнезно о посещении купцами Вильнюса ярмарок этого города33. И позднее, в начале XVII в., купцы Вильнюса все еще активно посещали Гнезно: так, в 1600 г. через гродненскую таможню проследовали туда 40 купцов из Вильнюса, в 1607 г. через Августов — 45 купцов34. Соседом Гнезно являлся другой крупный торговый центр, активно посещаемый вильнюсскими кулцами,— Познань. Л. Кочы указывает, что в первой половине XVI в. туда прибывали десятки купцов из Вильнюса,и называет некоторых из них. С 1503 г. в Познани побывал Васко Хитрый, поддерживавший там торговые отношения с итальянцами Павлом и Стефаном де Промонтарио, торговой фирмой Андрея Грандера из Аугсбурга, Конрадом Зауерманном из Вроцлава, Матвеем фон Энде и Лаврентием Кроссом из Варшавы, Бернардом фон Резенн из Данцига. В 1512—1525 гг. в Познани побывал фурман из Вильнюса — Роман, татарин, торговавший с купцами Берлина, Вроцлава, Торна. В 1519 г. вильнюсец Эразм Косслер заключил крупную сделку с Эразмом Пфшугом из Вроцлава, Ян Рудомина имел в Познани постоянные контакты с купцом из Нюрнберга Вольфом Рюдером, Андрей Тихий — с купцом из Генуи Антонием де Пино. Называются и другие итальянцы — партнеры купцов Вильнюса: Августин Мацони де Промонтарио, Евстакий де Парентибус. Несколько позже, в 1559 г., группа вильнюсских купцов отправилась на ярмарку в Познань.
В большинстве случаев нет данных о том, посещали ли вильнюсские купцы города, откуда происходили их партнеры по торговле в Познани. Но вот в 20—30-х годах XVI в. бывавший в Познани купец из Вильнюса Петр Павлович лично торговал и в Праге и в Данциге. Достигали купцы Вильнюса и ярмарок Франкфурта-на-Майне. Наконец, на стыке XV и XVI вв. вильнюсцы встречаются в Антверпене, торгуют здесь с местными купцами и купцами из Данцига.
Иначе обстояли дела на другой торговой трассе из Вильнюса в западном направлении — в Кенигсберг и Данциг. И литература, и наши источники свидетельствуют, что поездки купцов Вильнюса в Данциг в XVI в. не прекращались. В 1550 г. магистрат Данцига направил письма в 14 городов Европы, заинтересованных в торговле между ним, с одной стороны, и Антверпеном и Англией — с другой, в том числе и Вильнюсу. В 1561 и 1562 гг. в Данциг ездили купцы из Вильнюса Павел Селятин и Громыко Степанович. Однако нет данных, что они продвинулись дальше Данцига, выходили в море. Правда, в 1540 г. купец из Вильнюса Михаил Макштелевич жаловался, что его товары утонули в море, но, видимо, это произошло в Куршском или Вислинском заливе, по которым ходили речные суда.
Немногочисленны сведения о посещении купцами из Вильнюса Риги, хотя дорога на Ригу была под пристальным вниманием властей. О посещении же вильнюсцами Ревеля (Таллинна) имеются лишь косвенные сведения. В конце XVI в. английский путешественник Самуэль Левкенор проделал путь из Ревеля в Вильнюс на санях вильнюсских татар, перевозивших, как правило, товары купцов.
В Москве в XVI в. существовал гостинный литовский двор — свидетельство, что на Руси торговали купцы из Великого княжества Литовского. В их числе были и вильнюсские торговцы: в частности, известно решение Жигимонта Августа от 15 февраля 1571 г. о том, что новые повышенные пошлины за московские товары купцы Вильнюса тоже должны платить. Притом купцы из Вильнюса совершали свои торговые сделки и в провинциальных городах Руси. Так, в 1559 г. вильнюсский купец Валентин Андреевич заключил торговый договор с московским купцом Василием Жилиным в Великих Луках. Тогда же бургомистр Вильнюса Павел Петрович торговал с полоцким купцом Сидором Есипо-вичом и местными жителями в Смоленске. В 1560 г. вильнюсский купец Кондрат Логвинович и грек Юрьи Василька Трапезянин договорились в Вильнюсе о том, что завершат свою сделку в Великом Новгороде.
Что же касается юго-восточного направления, то о торговле по нему нам известен лишь один факт: в 1567 г. Жигимонт Август посылал "купца нашего Иоанна Грека" торговать в Турцию. По всей видимости, скудные сведения источника не отражают реальной ситуации — таких поездок должно было быть больше.
* * *
Перечень стран и городов, из которых прибывали в Вильнюс купцы, да и самих купцов начнем с ближайших соседей, связывавших Вильнюс с Балтийским регионом. Это так называемые Прусские города. В нашем источнике встречаются имена купцов из Данцига и Кенигсберга, причем последних больше. В 1551 г. здесь неоднократно упоминается купец из Кенигсберга Кристоф Отнтендорф, в 1560—1562 гг. — Томас Кос; в то же время Вильнюс посещают и другие кёнигсбергцы48. Купцы другого порта Балтийского моря — Риги — тоже частые гости в Вильнюсе, среди них названы те, кто посещал его неоднократно, например Андрых Кар-конав (Индрых Арку нов).
Очень многочисленна группа купцов, называемых купцами московскими, или купцами земли Московской. Среди них есть и собственно москвичи, и купцы из других городов Руси. Кроме названных выше, это Иван Колпачник москвитин (1550 г.), Трыфон Левонтеевич, Петр Нестеров сын, Степанов Михайлович, Никофор Воробей (1559 г.), Василий Жилин (1559—1560 гг.), Павел Безмитин, Сава, Иван Курчов (1560 г.), Меншик Мишанин, Мартюш Михайлович, Тимофей Андреевич Волков (1561 г.), а также Васко Фофон старечанин, Васко Микитич со Пскова, Василий Козлов псковитин, Ждан Мариянов купец смоленский (1560 г.), Демид новгородец, Захар Бороус со Пскова, Яков Лучанин (1561 г.)...
Столь многочисленной была другая группа купцов, тоже имевшая собирательную характеристику, — купцы турецкие, купцы земли турецкой, подданные цесяря турецкого. Это многонациональное купеческое сообщество, в котором были турки, греки, армяне, евреи (караимы?). Некоторых мы уже называли, вот другие: Андрей, грек (1540 г.), Юрьи, грек с Царгорода, и турчин Мустафа из Бурсы (1549 г.), турчин Махмет, тур-кове Дейдей Челебей а Причелебей, армяне Барон а Серкиз (1550 г.), Дмитр грек (1509—1569 гг.), Есиф, Юрьи, грек, Велил Шехмантутович, Апостол гречанин, Магмет Челебий (1561 г.), Шымон, гречанин с Андранополя, Ангел Николович с Царигорода, Симон Попович с Констян-тинополя, Эмир, турчин, Никола с Вавилонии, Константин Деяний, грек, Махмет с Царигорода (1562 г.), жид с Царигорода Исая, Юрьи и Миколай, гречины, Юрьи, гречина с Трапизону, Магомет Челебий (1565 г.).
Отдельно надо назвать купцов из Кафы: Иваний Барянович и Качери Сакалыстович (1546 г.). Константин, грек (1560 г.), Андрей Тохтамыш, армянин (1560—1566 гг.), Ян Федорович, грек, жид Марк Моисеевич (1562 г.), армянин Тарас Хачкович (1563 г.).
Соседями турецких купцов были уже упомянутый Григорий Иванович волошанин, купец воеводы волоцкого, известный в Вильнюсе в 1560— 1562 гг.53, и купец земли Мултянской (Молдовы) Маврынц Гречина, накануне 1596 г. посылавший в Вильнюс и Москву своего слугу Николу Андреевича.
Круг соседей Великого Княжества Литовского завершает Польское Королевство (в границах до 1569 г.). О входившем в его состав Данциге мы уже говорили. Посещали Вильнюс купцы и из других крупных торговых центров Польши, их состав тоже был довольно пестрым: лица немецкого и польского происхождения, евреи.
Из Кракова в Вильнюс приезжали мещане Юзеф Кезляр, Маркус Ротер, Ян Конь (1562 г.) и евреи Давид (1557 г.), Симон Чех (1560 г.), Израель Доктор (1560—1561 гг.), Якуб Длукгий (1561 г.)55. Жителями Познани были уже упомянутый Миколай Дервиллер, служебник купца Ганеса Графа Волтрецель (1560 г.) и еврей Хайм Щмойлевич (1551 г.)56. Более многочисленны жители Люблина купец Матыс Каспарович (1560 г.), Пилип Логвинович (1560—1561 гг.), Ян Пик, конвисар Олесь (1561 г.), Томас Резник (1564 г.), евреи Ефзо и Саломон Мазур (1560 г.)57. Приезжали в Вильнюс и из малых городов Польши. Это еврей из Рат но Зелько Абрамович, Андрей из Пильзна (1560 г.), еврей из Перемышля Еско (1561 г.), мещанин из Опатува Ян Кропля и еврей из Калиша Марк (1562 г.).
Отдельную группу городов Польши составляли города на восточной окраине государства, на путях к Черному морю — Львов и Каменец-Подольский. Львовяне, в то время торговавшие в Вильнюсе, — это Лу-каш Стецкович, Каспар Вегрыновский (1560 г.), Петр Зандлиц (1561 г.), Григорей Томозырский, армянин (1562 г.). Каменец-Подольский представляли мещанин Стась, купец Якуб Костевич (1560 г.), купец Иван Саханович, служебник турецкого купца Ганус Соканяевич Зеркизович, армянин (1562 г.), посланец купца Захарий Иванько (1563 г.).
В основном через Польшу прибывали в Вильнюс купцы из Германии или, вернее, из земель, подвластных Священной Римской империи. Бывали и исключения. В 1574—1575 гг. в Вильнюсе дважды побывал Иосиф Дальц, фактор антверпенского купца Аренда Фабри. Он морем прибыл в Ригу и оттуда совершал торговые поездки в Вильнюс и другие города. Однако большинство немцев прибывали по сухопутью. Купцы Нюрнберга высылали в Вильнюс своих представителей: в 1541 г. встречаем здесь Франца Меллера, "слугу нюрнбергского купца Маты-сова Бронскорно", в 1652 г. — Христоферуса Фортембаха, представителя нюрнбергского мещанина Георга Эшпохера62. К упомянутому выше Людвигу Базке, немцу из Антерфа, можно прибавить Клавдемуса Демонесту (Клавса Деменесту) с Анторфа (1560 г.). В том же году в Вильнюсе встречаем Рохлиса Франка из Ешпорка, Евита Обрахта "недерлянта", "немца земли голштинское Ендрыха Гертмана со слугою Даниелем О лесом". Немец Готярт Пальма из Колина в 1561 г. прибыл, видимо, из Чехии.
Таким образом, контакты купцов Вильнюса концентрировались в многоугольнике, вершинами которого являлись Антверпен, Ревель, Москва, Константинополь, Прага и Нюрнберг. За пределами этого многоугольника находится Северная Италия, о торговых контактах купцов с Вильнюсом имеются лишь отрывочное сведения. Уже упоминались такие контакты с Познанью, есть сведения о безымянном итальянском купце в Вильнюсе (1560 г.). Позже, в 1613 г., через таможню на Немунасе в Юрбаркас из Данцига или Кенигсберга в направлении Каунаса и Вильнюса следовали и купцы, названные французами: Ганс Рофантс, Ян Брода, Андрис Сатром, Маты.с Блоно65. Неизвестно, были ли они жителями прусских городов или прибыли прямо из Франции.
Очевидно, что ограниченные, особенно в хронологическом отношении, данные нашего главного источника не позволяют исчерпать тему книгами ЛМ. Но они все же дают право на определенные обобщения.
* * *
В названном многоугольнике можно выделить несколько культурных областей. Ближе всего к Вильнюсу лежали Пруссия и Ливония со своими городами, основанными немецкими колонизаторами. Другой близкий сосед — Польша, в основном католическая, но с многонациональными городами, в которых проживали христиане других направлений — поляки, немцы, русины, армяне, а также евреи. Далее на Западе лежали Германия и соседствующие с ней с Востока — Чехия, с Запада — Нидерланды. Еще дальше — Италия, Франция. Все эти разные страны объединяло общее римско-католическое наследство.
Другой обширной культурной областью являлась православная Русь. Под ней следует понимать и объединенное Русское государство, и восточные области Великого княжества Литовского, еще не подвергшиеся влиянию будущей Брестской унии. Мы обошли молчанием купцов этих областей Великого княжества Литовского, полагая, что нет надобности ввиду существования обширной литературы еще раз представлять отдельные факты о пребывании в Вильнюсе купцов Полоцка и Витебска, Орши и Могилева, Слуцка и Мстиславля, Пинска и Бреста, Владимира и Луцка.
Наконец, очень пестрая в культурном, национальном и религиозном отношениях область Причерноморья — владения Турции, включая так называемые Дунайские княжества — Валахию и Молдову. Купцы из этих стран — турки, армяне, греки, караимы, евреи, валахи, молдаване — были носителями своих национальных традиций и религий — ислама, христианства разного толка, иудаизма. Они принадлежали культуре Востока, и это объединяло их в глазах других европейцев, встречавшихся с ними в Вильнюсе.
В контексте культурного взаимодействия, которое происходило в процессе контактов между купцами в распространении и рецепции культурных достижений, наибольшее значение получили связи Вильнюса с Русским государством. Торговля, отношения между купцами здесь становились главным каналом культурных явлений, взаимно способствовали формированию более адекватного представления о другой стороне.
В то же время Вильнюс в XV-XVI вв. был, пожалуй, крайней точкой в Балтийском регионе, где так интенсивно общались люди не только из Западной и Центральной Европы, но и из Восточной Европы, а также Причерноморья, с его подлинным ориентализмом. Это обстоятельство в какой-то мере обусловливало надрегиональное значение Вильнюса на стыке Средневековья и Нового времени в разных сферах международных отношений, в том числе и культурных.
|
|